Команда Яндекс Недвижимости в партнерстве с ребятами из YandexGPT создала фичу, которая позволяет пользователям искать квартиру с помощью привычного чата. Нейросеть определяет параметры запроса пользователя и предлагает релевантные варианты новостроек.
Пользователям было бы намного проще и эффективнее искать квартиры в новостройках, если бы они могли просто вводить текстовые запросы в чате вместо того, чтобы возиться со всеми этими различными параметрами поиска и фильтрами. Это, вероятно, повысило бы шансы найти именно то, что они ищут.
Ограничения
Сервис доступен только для поиска новостроек. Существующий версия чатбота не может поддерживать диалог с пользователем.
Discovery
У Яндекса множество продуктов, которые начали внедрять GPT-технологии в свои сервисы. Перед проектированием нашего чата я решил посмотреть что делают коллеги из смежных продуктов: Яндекс Маркет, Лавки, Авто.ру, Поиска, голосового помощника Алисы.
Я проанализировал различные способы взаимодействия с пользователям в разных контекстах, посмотрел какие есть точки входа в чатботы, насколько глубокий может быть диалог и какие контексты понимает бот. Было решено использовать классический формат чата с баблами и карточками так как это самый привычный способ общения для пользователя, как с чатом поддержки.
При презентации проекта менеджер демонстрировал схему userflow. На основе этого я начал продумывать различные корнеркейсы и состояния. Такая форма демонстрации идей сильно экономит время. Я также общался с разработчиками чтобы учесть все возможные подводные камни на ранних этапах разработки. Вместе с коллегами мы оценили временные затраты на дизайн с возможными последующими правками.
Схему я доработал впоследствии и добавил вопросы, которые мы обсуждали, чтобы наглядно показать принцип работы.
Delivery
Для начала я набросал вайрвреймы для понимания всей картины. Бёрдвью помогает видеть все возможные сценарии, кроме этого я сделал макеты кликабельными, чтобы сразу подумать над анимацией элементов. Такой подход позволяет сразу предупредить возможные ошибки в сценариях, о которых можно не догадаться на этапе схемы user flow.
Чтобы сэкономить время в будущем я организовал несколько встреч с дизайнерами из GPT, мы обсудили возможности использования их логотипа, названия бренда, а также попросил оценить первые детальные наброски.
Отдельные экраны или элементы интерфейса я анализировал через юзабилити тестирование. Для таких целей в Яндексе имеется собственная платформа — «Аски». Есть два наиболее частых сценария:
Тест первого клика: пользователю задается вопрос, например «куда вы нажмёте, чтобы [целевое действие]?». Далее собирается тепловая карта кликов (принимает участие 100 пользователей). По цветовой индикации (процентном выражении) и времени реакции можно сделать некоторые выводы о соответствии ваших ожиданий с действиями пользователя.
В другом типе тестирования вы можете собирать ответы на понимание интерфейса и затем ранжировать их, выбирая самый частый (или верный) ответ.
В примере ниже я спрашивал: «Вы обратились в чат за помощью в подборе новостроек. Вам прислали три варианта, но вы хотите посмотреть другие ЖК. Куда вы нажмёте, чтобы увидеть еще больше новостроек?».
Тепловая карта кликов помогла мне принять верное решение.
Основываясь на результатах тестирования и моих личных умозаключениях, я выбрал первый вариант. Этот выбор основан по следующим причинам:
В первом варианте есть логотип, которая является траст-элементом для пользователя.
Стрелка-шеврон в первом варианте визуально легче, чем кнопка как в последнем, но при этом остается визуальным якорем.
Количественный показатель (73%) является средним среди тестируемых вариантов, то есть, учитывая предыдущие достоинства, является самым оптимальным.
Последующим этапом стало создание финальных проработанных макетов. Я также поработал над текстами вместе с редактором. Мы постарались написать короткие, но ёмкие тексты, с контекстом про AI ассистента. Учитывали ToV в общении с нашими пользователями.
Основной сценарий общения с чатботом показан на видео. Вы можете попробовать и сами.
Ниже представлены некоторые промежуточные интерфейсные решения: баблы чата и точки входа в чатбот.
Результаты
За два месяца работы сервиса мы получили более 9 тыс. уникальных запросов от примерно 32 тыс. пользователей.
Около 60% из них касались новостроек. Остальные 30% были посвящены другим разным темам, вероятно пользователи проявляли фантазию и любопытство к новинке. Это значит, что большинство пользователей понимали контекст и функцию чатбота и использовали его по назначению.
Мы планировали раскатать ассистента и в приложении, но после 6 месяцев анализа мы обнаружили, что конверсия чата в звонки застройщикам оказалась низкой. Возможно, эта функция опередила свое время, поскольку сейчас люди предпочитают традиционные методы поиска — фильтры. Было решено заморозить разработку сервиса.
Чему я научился
Работа над чатботом YaGPT стала первым серьезным испытанием после моего устройства дизайнером в Яндекс Недвижимость. Проект проходил на фоне моего онбординга и это вылилось в следующие плюсы:
1
Я познакомился с командой разработки, менеджерами, другими дизайнерами и редакторами. Я понял, что моя работа предполагает учёт интересов смежных команд.
2
Понял важность последовательности в дизайне. Я старался использовать существующие компоненты, стили, цветовые токены. Разбил работу на этапы (есть слона по кусочкам) поскольку все это положительно повлияло time to market.
3
Получил удовольствие и фан, а также ощущение крутости сделать такой инновационный сервис.
Мог уделить больше внимания оформлению макетов. Сгруппировать фреймы в секциях, расписать подробно корнер кейсы. Порядок в макетах — порядок в голове =)
2
Быть независимым в принятии решений и определить возможности для масштабирования с учетом добавления новых функций.
Для меня было важно не только реализовывать чужие идеи, но и предлагать свои наработки, привносить новаторские решения, улучшать продукт, относиться к делу с любовью.